выставка «Видимо невидимое»,
галерея на Песчаной, Москва, 2024
Тело памяти (видео)
Для разговора о памяти я использую образ пульсирующего, развернутого в пространстве тела. Оно свивается из объемных нитей, переходящих друг в друга воспоминаний, пустот и лакун. Наша память подвижна и непрерывно меняется под влиянием внутренних и внешних обстоятельств, и когда я представляю себе, из какой материи она могла бы состоять, я вижу ее родство с материей биологических форм — живой, некотролируемой, обладающей субъектностью.
Травы и камушки (видео)
В основе всего проекта лежат истории из моей личной памяти, в которой отсутствие и лакуны важнее, чем факты и свидетельства. Собранные здесь сюжеты похожи своей спутанностью и провалами. Они сплетаются в единое тело, разворачиваются в пространстве, окутывают нагромождением подробностей. Это истории из моего опыта, но в то же время, каждый может найти в них знакомые моменты, переклички обстоятельств, общие чувства. Желание оберегать личную память объединяет людей — благодаря возможности разделить с кем-то опыт, почувствовать сопричастность мы выстраиваем отношения и формируем сообщества.
«Александра Павловская в своём проекте исследует феномен личной памяти, сопоставляя её с биологическими формами — зыбкими и изменчивыми. Утраченные фрагменты воспоминаний, лакуны памяти становятся в её работе более значимыми, чем сохранившиеся факты и свидетельства. Именно из чередования утрат и артефактов памяти художница сплетает «Тело памяти» — так называется весь проект и центральный объект, расположенный в этом зале.
Каждая из составных частей работы — это небольшой рассказ, который можно прочесть на кусочках ткани, размещенных поблизости. В центре рассказанных историй — отсутствие, утрата. В то же время весь проект становится попыткой заполнить эти пустоты, заживить ранки и залатать прорехи. Отталкиваясь от очень личных моментов собственной биографии и истории своей семьи, художница предлагает зрителям вглядеться в схожие обстоятельства жизни, уловить переклички с собственным опытом и испытать ощущение сопричастности.
В этой работе мы видим, что разрыв, утрата, отсутствие всегда связаны с соединением, — фрагменты памяти сопрягаются подобно тому, как сшиваются кусочки ткани, составляются обрывки фотографий, сплетаются обрывки историй. Собирать, сплетать, сшивать — традиционно часть женских практик, связанных с работой с тканью. Именно такую тонкую и неравномерную ткань памяти и преподносит нам художница для бережного и чуткого соприкосновения с ней».
кураторка Саша Кузнецова