суровая бязь, крахмал, пижма, ромашка,
мыло Красная Москва
КЛАДОВКА
«Бабушка всю жизнь проработала на хлопчатобумажном комбинате, а это значит, что лоскутки и тряпочки были лучшими игрушками, строительным материалом и чем угодно еще. Чемоданы с тканью, антресоли с тканью, и даже стена между комнатами в старой хрущевке и то — листы фанеры, а между ними вечные тряпочки. Летом бабушка уезжала работать в пионерский лагерь, где заведовала кладовкой — крошечной избушкой, битком набитой наволочками, простынями и полотенцами. Запах пыли, каких-то травок (что за премудрость — сушить их вниз головой?), запах мыла и чувство стянутой кожи. Запах времени, которое все-все поместилось в этом закутке. И невозможно никак разделить и разобрать сцепленные вместе кусочки воспоминаний — вот теплый свет от лампочки, запах «Красной Москвы» и дегтярного мыла, а вот ты обнимаешь коленки и сворачиваешься клубком.
1, 2, 3, 4, 5…»

Александра Павловская
«Кладовка» в эркере ГРАУНД Солянка,
1 ГРАУНД биеннале, 2024
КРЯКК, 2019
галерея на Нагорной, 2021
Инсталляция отсылает зрителя к детскому чувству защищенности и уюта, когда можно было целиком спрятаться в шкафу и оказаться в изолированном, упорядоченном мире, полном запахов стирки и бабушкиного душистого мыла.
Цитируя Гастона Башляра, шкаф здесь выступает как «механизм тайной психологической жизни», предоставляя структурированное хранилище для воспоминаний, подчеркивая их сокровенность. Запахи выступают в роли перцептивных крючков — сухоцветы от моли или запах мыла, многим знакомый с детства, перекликаются с личным воспоминаниями автора.
Made on
Tilda